Виды патологии

5. Виды патологии мышления

Виды патологии

Мыначали раздел с того, что, помимораспространенности, отметилимногообразие нарушений мышления. Надосказать, чтов психопатологии существует несколькоиной подход к классификацииэтих нарушений и порой иное их название.Кли­ническомупсихологу, чтобы профессиональнообщаться с пси­хиатроми психопатологом, надо знать этиособенности.

Влитературе по психопатологии рассматриваютнаруше­ниямышления в виде расстройств:

  1. ассоциативного процесса,

  2. патологии суждений,

  3. патологии мышления по темпу, характерные для психи­атрической клиники.

159

Расстройстваассоциативного процесса, всвою очередь, проявляются:

а) внарушении стройности мышления;

б) внарушении целенаправленности мышления.Кнарушениям стройности мышления относят:

  1. Разорванность мышления – нарушение смысловых свя­зей между членами предложения при сохранности грамматиче­ского построения фразы.

  2. Бессвязность – нарушение и смысловой речи, и синтак­сического строя речи.

  3. Вербигерации – своеобразные стереотипии в речи вплотьдо бессмысленного нанизывания сходных по созвучию слов.

  4. Парагномен – действие под влиянием внезапного нелепо­го умозаключения.

5. Паралогическоемышление – отсутствиеадекватной логики.Кнарушениям целенаправленности относятсяследующие:

  1. Патологическая обстоятельность.

  2. Резонерство.

  3. Цементная детализация.

  4. Персеверация.

  1. Символизм. В отличие от общепринятой системы симво­лов, усматривание больными обычных символов там, они неиграют символической роли.

  2. Аутическое мышление. Отрыв от реальной действитель­ности, погружение в мир воображения, фантастических пережи­ваний.

Кпатологии суждений относятчетыре вида нарушений:

  1. Бредовые расстройства – ложные умозаключения. Раз­личает паройяльный бред – систематизированный бред; парано­идный бред – характеризуется наличием бредовых идей, кото­рые чаще не имеют достаточно стройной системы; парафренныйбред – сочетается с нарушениями ассоциативного процесса (ра­зорванность, резонерство и символизм).

  2. Бредоподобные расстройства – ложные умозаключения,связанные с расстройством воли, влечений, эмоциональныминарушениями, отличаются от бредовых отсутствием тенденции

160

ксистематизации, кратковременностью,возможностью частич­нойкоррекции методом разубеждения.

3. Сверхценныеидеи – аффективнонасыщенные стойкиеубежденияи представления.

4. Навязчивыеидеи —неправильные мысли при критичном книмотношении, но невозможности избавиться.

Нарушениямышления потемпу встречаютсядвух видов:

  1. Ускоренное мышление, как скачка идей (наблюдается вманиакальной фазе при МДП) и ментизм, или мантизм, — возни­кающий помимо воли больного наплыв мыслей (при шизофре­нии).

  2. Замедленное мышление, которое проявляется как замед­ление темпа мыслительной деятельности (во время депрессив­ной фазы при МДП), или как тугоподвижность, ригидность (приэпилепсии).

6. Методики исследования нарушений мышления

Дляисследования нарушения мышленияиспользуются, как правило, следующиеметодики:

1.Классификация. Методикапредставляет собой набор карточек сизображением различных предметов,растений, жи­вых существ. Изображениямогут быть заменены надписями.

Сначалаиспытуемый раскладывает предметы нагруппы так, чтобыпредметы, находящиеся в одной группе,имели общие свойства (одежда, мебель,животные, измерительные приборы, люди).Затем испытуемый укрупняет группы.

Способность вы­делитьдве или три группы на последнем этапесвидетельствует овысоком уровне обобщения.

2.Исключение. Существуетдва варианта этой методики: словесныйи предметный.

Последний представляетсобой набор карточек с изображениемчетырех предметов, три из которых имеютмежду собой нечто общее и их можнообъединить в одну группу,а один из них существенно отличаетсяот первых, и он долженбыть исключен. Решение испытуемого наоснове кон­кретно-ситуационногообъединения предметов в группу свиде-

161

тельствуето снижении уровня обобщения, актуализация«сла­бых», чрезмерно обобщенныхпризнаков свидетельствует об искажениипроцесса обобщения.

  1. Образование аналогий. В методике «Простые аналогии»представлены пары слов (образцы), между которыми существу­ют определенные смысловые отношения. Испытуемому следуетсоставить другую пару слов по данной аналогии. Помимо сло­весного варианта можно использовать невербальный – таблицыРавена. Лицам со средним и высшим образованием можно пред­ложить методику «Сложные аналогии».

  2. Сравнение и определение понятий. Для определения по­нятий нужно проанализировать множество признаков предметаили явления и выделить наиболее общие, те, в которых отраже­но родовое и видовое отличие.

    В качестве стимульного мате­риала используют однородные понятия (танк-трактор, человек-животное) и разнородные (телeгa-ложка, ботинок-карандаш).Последние используются для диагностики искажения процессовобобщения.

  3. Понимание переносного смысла пословиц и метафор.Можно просто предлагать испытуемому распространенные по­словицы и метафоры для объяснения их переносного смысла.Есть вариант этой методики, когда для данной пословицы нуж­но найти соответствующую ей по значению фразу или другуюпословицу.

    Этот вариант помогает тем испытуемым, которыепонимают значение переносного смысла, но затрудняются вер­бализовать понимаемое. Есть еще одна модификация: сериютабличек, на которых написаны пословицы или метафоры, надосоотнести по смыслу с фразами, которых по количеству гораздобольше пословиц.

    Последняя модификация чаще используетсядля выявления нарушений мышления по шизофреническомутипу, а также при трудностях вербализации и понимания пере­носного смысла, когда фраза облегчает объяснение.

  4. Пиктограммы. Испытуемому предлагают нарисовать не­сложный рисунок для запоминания названных ему 15 слов илисловосочетаний. Среди них обязательно должны быть эмоцио­нально окрашенные, абстрактные и конкретные. После выпол-

162

нениязадания анализируется характер смысловыхсвязей между стимульным словом ирисунком. Смысловые связи могут бытьсодержательные или слабые. Способностьвыполнять задание свидетельствуето доступности для испытуемого обобщеннойсимволизациислова и др.

Существуетмножество других методик для исследованиянарушениймышления, они описаны в литературе,однако, пере­численныевыше методики, являются основными.

Источник: https://studfile.net/preview/2299099/page:48/

Виды прикусов, дистальный, глубокий, мезиальный, открытый и перекрестный с фото

Виды патологии

26 апреля 2019 Последняя редакция: 25 ноября 2019 Исправление прикуса

Всего 15% населения планеты имеют идеальный прикус. Это не означает, что у остальных 85% явно выражена патология. В стоматологии прикус разделяют на множество видов.

Многие из них также считаются нормой и не нуждаются в исправлении. Рассмотрим виды прикуса по отдельности.

Попробуем разобраться, почему происходят нарушения в месторасположении и развитии резцов и какую из патологий стоит исправлять, а какую можно оставить без ортодонтического вмешательства.

Общая информация

В стоматологии виды прикуса означают положение зубов во рту при соединении челюстей. Такой контакт называют окклюзией. Центральная окклюзия — это когда зубы смыкаются в большинстве точек, головка нижней челюсти находится у основания суставного бугорка, а середина лица должна соответствовать проходящей линии меж основными резцами.

К нормальным (физиологическим) видам прикуса относят:

  • прямой;
  • ортогнатический;
  • бипрогнатический;
  • прогенический.

Каждый из них имеет свои особенности. Определить нарушения можно в домашних условиях. Образцовым смыканием считается вариант, когда верхний ряд зубов находит на нижние не более чем на треть. Сам контакт плотный. Помимо этого, учитывается форма и размер зубов. Для верхней челюсти характерен небольшой наклон к губам, а для нижней — к языку.

Современные методы исправления прикуса

  • аппаратурный : использование брекет-системы, элайнеров, съемных пластин;
  • физиотерапевтический : применение различных процедур (электрофорез, ультразвук, миогимнастика, массаж) для усиления и закрепления эффекта лечения;
  • хирургический : удаление зубов, остеотомия челюстной кости, обнажение зуба;
  • комплексный : сочетание сразу нескольких методов.

Физиологическая норма

Существуют разные классификации зубочелюстных аномалии. В качестве эталона правильного прикуса можно назвать ортогнатический вид. При нем отмечаются гармоничные пропорции лица, отсутствие проблем:

  • с речью;
  • жеванием;
  • глотанием.

Определение этого типа легко провести самостоятельно: достаточно перед зеркалом сомкнуть челюсти и широко улыбнуться. Между ними не должно быть никаких просветов, щелей и верхние резцы не должны перекрывать нижние больше чем на 1/3. Ряды должны тесно соприкасаться друг с другом.

Прямой прикус характеризуется небольшим отхождением от «идеала». При нем наблюдается соединение режущего края верхних и нижних резцов. Это не создает особых проблем, но приводит к определенному дискомфорту.

Зубы стираются, и это провоцирует появление нарушений в работе височно-нижнечелюстного сустава.

При этом эмаль полируется, что затрудняет доступ болезнетворных бактерий и снижает вероятность развития кариеса и пародонтоза.

Бипрогнатический прикус характеризуется выдвижением вперед резцов верхней и нижней челюсти. Это считается физиологической нормой, которая не требует коррекции. При этом типе не отмечаются проблемы с речью, глотанием и жеванием. В зубных рядах отсутствуют промежутки.

Смешанный прикус возникает в момент замены молочных зубов на коренные. Происходит это в период от шести до двенадцати лет. Дефекты на этом этапе могут самостоятельно проходить по окончании формирования.

Разновидности прикуса и их признаки

Выделяют два основных вида прикуса:

  1. Правильный или физиологический.
  2. Неправильный или патологический.

Для правильной окклюзии характерны следующие признаки:

  • передние верхние зубы перекрывают нижние на 1/3 высоты;
  • при смыкании задние единицы взаимодействуют с позадистоящими антагонистами на нижней челюсти;
  • отсутствуют большие межзубные промежутки;
  • между центральными резцами можно провести условную срединную линию лица;
  • нет нарушений речевой и жевательной функций;
  • верхний зубной ряд имеет форму полуэллипса, а нижний – параболы. Это правильный прикус.

Аномалии окклюзии развиваются из-за генетических, врожденных или приобретенных факторов. Классифицируются прикусы по неправильному расположению отдельных единиц, нарушению смыкания челюстей, отсутствию контактов на отдельных участках.

Этапы формирования

Для того чтобы понять, какие бывают патологические прикусы, надо понимать, какие факторы провоцируют их появление. Формирование происходит с момента рождения и длится до подросткового возраста (примерно до 16 лет).

Начинается все с появления первых резцов. Прикус определяется после смены молочных зубов на коренные. На него влияют внешние факторы и наследственность. Самая частая причина — это долгое сосание сосок или предметов ее заменяющих. Ребенка лучше всего кормить грудью и отлучать после года.

Источник: https://osp-sakhalin.ru/ortodontiya/anomalii-prikusa.html

Основные виды болезней человека

Виды патологии

На сегодняшний день существует множество видов болезней человека, и для того, чтобы ориентироваться в этом многообразии, патологии собрали в группы.

Таким образом, ученые разделили недуги, учитывая различные признаки: путь заражения, возбудители, особенности возникновения, пораженные органы и системы, вид патологии и т. д.

Исходя из этого, специалисты разделили патологии по МКБ-10, есть и общее деление, используемое врачами.

МКБ-10

На территории РФ установлен единый нормативный документ, по которому ведется учет заболеваемости, причин обращения к врачу – это МКБ-10.

Принятая Международная классификация болезней внедрена в практику здравоохранения РФ в 1999 году приказом Минздрава от 27.05.1997 г. № 170. К 2018 году ВОЗом были внесены дополнения и изменения.

Согласно планам Всемирной организации здравоохранения, в 2018 году будет официально действовать МКБ-11.

Деление патологий по МКБ-10

В МКБ-10 включены следующие виды болезней:

  1. Инфекционные и паразитарные патологии.
  2. Новообразования.
  3. Патологии крови, органов кроветворения.
  4. Заболевания эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ.
  5. Психические болезни, нарушения поведения.
  6. Заболевания нервной системы.
  7. Заболевания глаз.
  8. Болезни уха.
  9. Патологии органов дыхания.
  10. Болезни пищеварительной системы.
  11. Кожные заболевания.
  12. Болезни костно-мышечной системы.
  13. Патологии мочеполовой системы.
  14. Беременность, роды, период после родов.
  15. Врожденные аномалии, деформации, хромосомные нарушения.
  16. Травмы, отравления.

К каждой группе относят множество самых разных патологий.

Все существующие виды болезней также делят на следующие категории:

  1. Хирургические.
  2. Женские недуги.
  3. Болезни детей.
  4. Нервные.
  5. Психические.
  6. Внутренние.
  7. Стоматологические патологии.
  8. Глазные.
  9. Заболевания лор-органов.
  10. Кожные и венерические заболевания.

Это образное деление на виды болезней, которое не претендует на звание точного. Конечно, медицина не стоит на месте, каждый год открываются новые факты о тех или иных патологиях. Из-за этого их постоянно группируют по-новому.

Даже список МКБ-10 был пересмотрен, в эту официальную классификацию внесены дополнения, изменения. Однако представленное выше деление недугов остается неизменным.

В каждой категории есть деления на виды болезней человека по системам.

Категории болезней, учитывающие поражение системы

А какие виды болезней бывают с учетом пораженных систем? Как недуги делятся?Врачи выделяют следующие группы заболеваний:

  1. Болезни сердечно-сосудистой системы.
  2. Заболевания нервной системы.
  3. Болезни мужской мочеполовой системы.
  4. Болезни женской мочеполовой системы.
  5. Болезни желудочно-кишечного тракта.
  6. Болезни опорно-двигательного аппарата.
  7. Эндокринные заболевания.
  8. Кожные болезни.
  9. Патологии лор-органов.
  10. Болезни органов дыхания.
  11. Онкологические заболевания.

При таком виде деления болезней не выделяют отдельно инфекционные и другие виды патологий.

Деление по течению и уровню патологии

Классификация каждой болезни проводится по характеру течения. По этому критерию патологии делятся на острые и хронические болезни. Также заболевания делятся по уровню, на котором выявляются патологические изменения. По этому принципу деления выделяют следующие основные виды болезней: клеточные, органные, тканевые, молекулярные, хромосомные.

Виды заболеваний по этиологии и методу лечения

По этиологическим факторам все болезни делятся на следующие:

  1. Физические.
  2. Механические.
  3. Психогенные.
  4. Химические.
  5. Биологические.

Также все виды патологий делят по методу лечения. Данная классификация выделяет терапевтические, хирургические, гомеопатические и иные виды.

Нозологическое деление

Чаще всего деление патологий проводится по нозологическому методу. В основу данного принципа положена группировка патологических состояний по схожим (родственным) признакам. Однако даже эта методика полностью не может удовлетворить потребности практикующих врачей. К примеру, пневмония может быть отнесена к патологиям органов дыхания, инфекционным болезням и аллергии.

Инфекционные заболевания

Существует несколько видов инфекционных болезней:

По числу возбудителей, вызвавших недуги, выделяют моноинфекции и смешанные виды, или микстинфекции.

Другой вид классификации всех патологии заключается в способе проникновения инфекции. По этому критерию болезни делят на экзогенные (возникающие в результате проникновения возбудителей извне) и эндогенные.

Последние представляют собой все виды болезней, которые вызываются условно-патогенными микроорганизмами. Чаще всего данный вид вызывает поражение миндалин, кишечника, бронхо-легочной системы, мочевыделительных путей, патологии кожи.

Обычно эндогенные виды болезней возникают при снижении защитных сил организма, вызванном длительным приемом антибиотиков, плохой экологией и другими факторами.

По степени контагиозности инфекционные болезни делятся на:

  1. Неконтагиозные, т. е. незаразные. К этому виду относят такие патологии, как малярия, псевдотуберкулез, ботулизм и пр.
  2. Малоконтагиозные (бруцеллез, орнитоз и т. д.).
  3. Контагиозные (ОРВИ, грипп, брюшной тиф и прочие).
  4. Высококонтагиозные (холера, ветряная оспа).

Есть классификация болезней, учитывающая расположение возбудителя в организме, пути передачи и выделения возбудителя во внешнюю среду. По этому критерию выделяют следующие виды:

  1. Кишечные инфекции. Обычно заражение происходит через рот. Болезни распространяются фекально-оральным методом.
  2. Болезни дыхательных путей. Распространение патологии происходит воздушно-капельным путем.
  3. Трансмиссивные кровяные недуги. При данном виде болезней передача возбудителей происходит через блох, комаров, клещей и др.
  4. Нетрансмиссивные кровяные инфекции. Заражение происходит при переливании крови, плазмы, во время инъекций.
  5. Болезни наружные, возникающие при контакте.

Есть ряд других видов заболеваний, которые учитывают среду обитания возбудителя, тяжесть недугов, степень клинических проявлений, особенности течения.

Источник: https://FB.ru/article/380137/osnovnyie-vidyi-bolezney-cheloveka

Психическая патология

Виды патологии

Патологическое поведение, мысли и эмоции – это поведение, мысли и эмоции, которые сильно отличаются от наших представлений о том, что является нормой.

Суждения о том, что считать патологией, зависят от разных обстоятельств. В мире, в котором мы живем, могут сильно воздействовать на психику крупные катастрофы и различные бедствия.

И какую реакцию на негативные события в таком случае можно назвать здоровой, нормальной, а какую – нет?

Определение психической патологии

Патология (от греч. pathos – страдание и logos – учение) – учение о болезнях; отклонение от нормы. Патологический – больной, ненормальный. Кант называет патологическим то, что определяется чувствами или влечениями (а не является самодеятельным, не определяется свободным разумным решением).

Психология в целом использует термин «психическое расстройство» для описания любого состояния психики, отличного от здорового. Соответственно критериями наличия психического расстройства в таком, широком смысле, являются критерии, обратные критериям психического здоровья, то есть любые из следующих:

– нарушение чувства непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

– отсутствие чувства постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

– некритичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;

– несоответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте воздействий среды, социальным обстоятельствам и ситуациям;

– неспособность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

– неспособность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;

– неспособность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Основными чертами патологического поведения являются отклонение от нормы, страдания, которые испытывает человек, психическая дисфункция и опасность, которую представляет его поведение для окружающих или для него самого. Кроме того, поведение человека должно рассматриваться в том контексте, в котором оно имеет место, при этом концепция того, что считать патологией, зависит от норм и ценностей самого общества.

Виды психических патологий

норма патология феномен личность

Психические патологии (расстройства) делятся, прежде всего, на следующие два класса: – экзогенные виды психических расстройств. Причинные факторы направлены извне, например: алкоголь, промышленные яды, наркотические вещества, токсические вещества, радиация, вирусы, микробы, черепно-мозговые травмы, психо-травмы;

– эндогенные виды психических расстройств. Внутренние причинные факторы. Пример: хромосомные аберрации (нарушения), генные заболевания, заболевания с наследственным предрасположением (могут передаваться через несколько поколений; из-за травмированного гена).

В психиатрии и психопатологии при определении психических расстройств отталкиваются от раздела V Международной конференции по Десятому пересмотру Международной классификации болезней проведена Всемирной Организацией Здравоохранения в Женеве 25 сентября – 2 октября 1989 г. (сокращенно – МКБ-10), и понимают под термином перечисленную в нём клинически определённую группу симптомов или поведенческих признаков, обычно причиняющих страдание и препятствующих функционированию личности.

Разделяют следующие типы психических заболеваний.

1. Эндогенные психические заболевания.

Эти заболевания преимущественно обусловлены внутренними паточными факторами, в том числе наследственным предрасположением, определенном участии в их возникновении различных внешних факторов. К ним относятся: шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, циклотимия, функциональные психические расстройства позднего возраста.

2. Эндогенно-органические психические заболевания.

Развитие этих заболеваний определяется или внутренними факторами, приводящими к органическому поражению головного мозга, или взаимодействием эндогенных факторов и церебрально-органической патологии, возникающей в результате неблагоприятных внешних влияний биологического характера (черепно-мозговых травм, нейроинфекций, интоксикаций). К ним относятся: эпилепсия (эпилептическая болезнь), атрофические заболевания головного мозга, деменции альцгеймеровского типа (Болезнь Альцгеймера Сенильная деменция), болезнь Пика, Хорея Гентингтона, болезнь Паркинсона, психические расстройства, обусловленные сосудистыми заболеваниями головного мозга.

3. Соматогенные, экзогенные и экзогенно-органические психические расстройства.

В эту обширную группу входят, во-первых, психические расстройства, обусловленные соматическими заболеваниями и разнообразными внешними биологическими вредностями внемозговой локализации и, во-вторых, психические расстройства, основой которых становятся неблагоприятные экзогенные воздействия, приводящие к церебрально-органическому поражению. В развитии психических расстройств этой группы определенную, но не ведущую роль играют эндогенные факторы. Включаются: психические расстройства при соматических заболеваниях; экзогенные психические расстройства: психические расстройства при лекарственных, промышленных и других интоксикациях. Психические расстройства при инфекционных заболеваниях внемозговой локализации, алкоголизм, наркомании и токсикомании.

Экзогенно-органические психические расстройства: психические расстройства при черепно-мозговых травмах, психические расстройства при нейроинфекциях, психические расстройства при опухолях головного мозга.

4. Психогенные расстройства. Эти расстройства возникают в результате воздействия на личность и телесную сферу стрессовых ситуаций. Включаются: реактивные психозы, неврозы, психосоматические (соматоформные) расстройства.

5. Патология психического развития.

В данную группу входят патологические психические состояния, обусловленные аномальным формированием психической индивидуальности с преобладанием нарушений в отдельных сферах (интеллект, способности, поведение и др.). К таким заболеваниям относятся: психопатии (расстройства личности и поведения), олигофрении (умственная отсталость), другие задержки и искажения психического развития.

Причины психических болезней до сих пор неясны, хотя о некоторых из них говорят вполне достоверно. При этом верное определение психологического расстройства (патологии) является необходимым условием эффективности работы психолога и психиатра.

Источник: https://studbooks.net/1662179/psihologiya/psihicheskaya_patologiya

Патология — Медицинская энциклопедия

Виды патологии

I

Патология (греч. pathos страдание, болезнь + logos учение)

наука о закономерностях возникновения, течения и исхода болезней, основанная на фактическом материале различных медико-биологических дисциплин.

Каждая из этих дисциплин фиксирует ту или иную сторону болезней человека: патологическая анатомия и гистология изучают морфологические изменения органов и тканей, биохимия — нарушение процессов жизнедеятельности на молекулярном уровне, патологическая физиология — механизмы функциональных расстройств, генетика — причины наследственных болезней, микробиология и вирусология — взаимоотношения организма с возбудителями инфекционных болезней и др. На основе объединения всех этих данных складывались представления о наиболее общих закономерностях течения патологических процессов, т.е. формировалось учение о болезни. Термин «патология» используют также для обозначения болезненных состояний.

Учение о болезни прошло несколько этапов в своем развитии. До середины 19 в. полагали, что основой болезни является ненормальное состояние жидких сред организма (гуморальная патология); позже, в связи с созданной немецким патологом Вихровом (R.

Virchow) концепцией целлюлярной патологии, рассматривающей клетку как материальный субстрат болезни, а саму болезнь как сумму поражений множества отдельных клеток, основное внимание в развитии болезни стали уделять изменениям, развивающимся в клетках и межклеточном веществе. Большую роль в развитии П. сыграло учение о реактивности организма, его взаимоотношениях с возбудителями инфекционных болезней, механизмах невосприимчивости к ним и др. Во второй половине 20 в. особое значение в развитии П. приобрели биохимия, генетика, иммунология, цитология.

Принято различать общую и частную патологию. Общая патология изучает наиболее общие закономерности патологических процессов, которые лежат в основе болезни независимо от вызвавшей ее причины, индивидуальных особенностей организма, специфических условий окружающей среды и др.

Основываясь на синтезе частных проявлений различных болезней, общая патология дает представление о типовых патологических процессах (дистрофия, атрофия, регенерация и др.), формирует абстрактное представление о болезни как о совокупности важнейших явлений, обязательно присутствующих при любой форме недуга и составляющих его сущность.

В задачи общей патологии входит разработка теоретических аспектов этиологии (Этиология) и Патогенеза болезней человека, проблем общего и местного детерминизма единства структуры и функции, компенсации нарушенных функций и др. Еще В.В.

Пашутин справедливо отметил, что «общая патология представляет собой именно ту область знаний, в которой должно сконцентрироваться все выработанное различными науками, могущее служить к уяснению патологических процессов во всей их полноте».

Следует считать необоснованными попытки отождествить общую патологию с одной из частных дисциплин (чаще с патологической физиологией и патологической анатомией). Для современного этапа развития общей патологии весьма характерным является то, что в связи с быстрым совершенствованием неинвазивных методов исследования (компьютерная томография, ультразвуковая диагностика и др.

) расширяется возможность составить представление о динамике структурно-функциональных изменений органов на различных этапах развития патологических процессов. В результате этого общая патология, формировавшаяся ранее в значительной мере на данных экспериментальных исследований, сейчас все в большей степени становится общей патологией человека, хотя эксперимент на животных сохраняет свое значение для выяснения механизмов развития патологических процессов и поисков путей борьбы с ними.

Частная патология изучает конкретные болезни, например атеросклероз, язвенную болезнь желудка, различные инфекционные болезни и др., причины их возникновения, особенности патогенеза и морфологических проявлений, клинической картины, разрабатывает методы их диагностики, лечения и профилактики.

Особенности течения болезней, связанные с возрастом человека, изучаются возрастной П. Необходимость изучения болезней человека в связи с особенностями окружающей среды в различных районах земного шара обусловила развитие краевой и географической патологии.

С появлением электронной микроскопии, гистохимии, авторадиографии, иммунохимии и др. получила быстрое развитие молекулярная П., изучающая биохимические процессы в их органической связи с клеточными мембранами, ядерными и цитоплазматическими ультраструктурами. Молекулярная П.

позволяет подойти к пониманию сущности начальных стадий развития болезней человека, того, что И.П. Павлов называл «местами полома». Опыт, накопленный медиками при оказании помощи раненым на поле боя и в процессе последующего лечения ранений различных органов, лежит в основе военной П.

Многие проблемы этиологии и патогенеза болезней человека разрабатывают на их экспериментальных моделях. Сведения, полученные в этой области, составляют важную часть П. — экспериментальную патологию. Большую область П.

представляют исследования, посвященные изучению болезней и отдельных патологических процессов у животных на разных стадиях эволюционного развития (сравнительная, или эволюционная П.).

Попытки синтезировать фактические данные, накопленные частной патологией, и создать стройную теорию медицины пока не увенчались успехом вследствие ограниченности этих данных. Попытки такого рода нередко характеризуются общими рассуждениями, преувеличенным вниманием к какой-либо одной стороне проблемы, поэтому ни одна из них не получила дальнейшего развития.

II

Патология (pathologia; Пато- + греч. logos учение, наука)

наука, изучающая закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов и состояний.

Патология акушерская — раздел П., изучающий закономерности возникновения и развития осложнений беременности, родов и послеродового периода.

Патология военная — раздел П. и военной медицины, изучающий боевые поражения людей, а также особенности возникновения, развития и течения у них различных патологических процессов в условиях войны и прохождения военной службы в военное и мирное время.

Патология географическая — раздел П., изучающий закономерности возникновения болезней, патологических процессов и состояний, связанные с географическими факторами.

Патология гуморальная (истор.; р. hurnoralis) — направление в П., объясняющее возникновение болезней изменениями состава внутренней среды организма.

Патология клеточная (истор.) — см. Патология целлюлярная.

Патология клиническая — см. Патология частная.

Патология констелляционная (истор.) — направление в П., рассматривавшее возникновение болезней как результат воздействия сочетания (констелляции) различных внешних н внутренних факторов без четкого выделения главных этиологических моментов.

Патология кортико-висцеральная (истор.) — направление в П., объяснявшее возникновение ряда болезней нарушением корково-подкорковых взаимоотношений и нейрогуморальной регуляции функций внутренних органов.

Патология молекулярная (р. molecularis) — раздел П., изучающий закономерности возникновения и развития патологических процессов на молекулярном уровне.

Патология общая (р. generalis) — раздел П., изучающий общие закономерности возникновения, течения и исхода болезней, патологических процессов и состояний.

Патология реляционная (истор.) — направление в П., ограничивавшееся при исследовании болезней анализом связей между различными защитными и патологическими реакциями организма.

Патология солидарная (истор.; лат. solidus плотный) — направление в П., согласно которому сущность всех болезней (в отличие от гуморальной П.) состоит в первичных изменениях состава плотных частей организма; разновидностью П. с. является целлюлярная П.

Патология специальная — см. Патология частная.

Патология функциональная (р. functionalis) — направление в П., согласно которому доминирующее значение в патогенезе имеют функциональные нарушения.

Патология целлюлярная (истор.; р. cellularis; син.: Вирхова целлюлярная патология, П. клеточная) — направление в П., рассматривавшее клетку как материальный субстрат болезни, а саму болезнь как некую сумму поражений множества отдельных клеток.

Патология частная (р. specialis; син.: П. клиническая, П. специальная) — раздел П., изучающий закономерности возникновения и развития отдельных болезней, патологических процессов и состояний.

Патология эволюционная — раздел П., изучающий в сравнительном аспекте болезни, патологические процессы и состояния представителей животного и растительного мира, находящихся на разных стадиях эволюционного развития.

Патология экспериментальная (р. experimentalis) — направление в П., основным методом которого является моделирование патологических процессов и болезней на экспериментальных животных.

III

Патология

любое отклонение от нормы.

Источник: Медицинская энциклопедия на Gufo.me

Источник: https://gufo.me/dict/medical_encyclopedia/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Характеристика основных видов патологии

Виды патологии

В разные периоды детского возраста

Основные формы патологии грудного и раннего детского возраста

В эти возрастные периоды (соответственно колеблющиеся от 1 месяца до 1 года и от 1 года до 3 лет), наиболее часто развиваются следующие виды патологии: рахит, спазмофилия, гипервитаминоз Д, острые расстройства пищеварения, хронические нарушения питания.

Рахитзаболевание обмена веществ (главным образом, фосфатов и кальция), сопровождающееся расстройствами костного скелета, а также деятельности сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем. Начинает развиваться обычно в первые месяцы жизни ребенка.

В этиологии рахита ведущее место принадлежит недостаточному поступлению в организм кормящей матери как с растительной, так и животной пищей витамина D, фосфатов и кальция, снижению их всасывания в кишках, а также дефициту инсоляции, микроэлементов (Mg , Zn), полноценных белков, витаминов группы А и В.

Это, главным образом, возникает в связи с неправильным как естественным, так и искусственным вскармливанием, недоношенностью детей и плохими условиями жизни и уходом за ребенком. В развитии болезни выделяют три стадии (начальная, разгара болезни, реконвалесценции).

Различают острое, подострое и рецидивирующее течение, а также три степени тяжести (легкая – I степень, средней тяжести – II степень, тяжелая – III степень).

Спазмофилия –заболевание, характеризующееся наклонностью ребенка первых 6-18 месяцев жизни к спастическим состояниям и судорогам. Чаще развивается как следствие рахита, особенно у мальчиков, ранней весной и при повышенной инсоляции.

В этиологии спазмофилии важное место принадлежит остро развивающейся гипокальциемии (как следствие лечения витамином D), особенно на фоне алкалоза и электролитного дисбаланса (снижения Mg+2, Na+, хлоридов) и недостатка витаминов В1 и В6.

В патогенезе большое значение имеет гиперпродукция активной формы метаболита витамина D (1,25-ОН2-D), которая подавляет функцию паращитовидных желез, нарушает всасывание солей кальция и фосфора в кишечнике и реабсорбцию последних вместе с аминокислотами в канальцах почек.

Среди клинических форм особо важное значение имеют развивающиеся ларингоспазм (острое сужение ой щели) и эклампсия (приступ клонико-тонических судорог как скелетных, так и гладких мышц).

Гипервитаминоз D – заболевание, обусловленное гиперкальциемией вследствие передозировки солей кальция, витамина D, повышенной чувствительности организма к нему (особенно при надпочечниковой недостаточности и на фоне избыточного ультрафиолетового облучения).

В патогенезе важное место отводится патогенному действию избытка витамина D и его метаболитов, в частности прямому токсическому их действию на организм (особенно печень), нарушению функции эндокринных органов, усилению всасывания кальция в кишках и резорбции костной ткани.

Это сопровождается гиперкальциурией и гиперкальциемией, усилением продукции паратгормона, развитием гиперфосфатурии и гипофосфатемии, нарушений различных видов обмена веществ, формированием дистрофических, дегенеративных и склеротических изменений в тканях, особенно в почках и сердце.

Острые расстройства пищеварения– наиболее часто встречающаяся после респираторных заболеваний патология детей первого года жизни.

Ведущими клиническими их формами являются: – диспепсии (простая, кишечная и парентеральная), – дискинезии (пилороспазм, атония разных отделов пищевого канала, спастический запор и др.), – заболевания инфекционного происхождения (дизентерия микробного происхождения, сальмонеллез и др.).

Простая диспепсия – острое функциональное расстройство, проявляющееся рвотой или поносом без существенных нарушений общего состояния ребенка.

Токсическая (кишечная) диспепсия – тяжелая форма функционального расстройства пищеварения, сопровождающаяся эксикозом (обезвоживанием организма), токсикозом (интоксикацией организма), ацидозом и другими глубокими нарушениями обмена веществ.

Особое значение в ее развитии имеет инфекционный фактор (сальмонеллы, стафилококк, вирусы, кишечная палочка, протей, клебсиелла и др.). К факторам риска данной формы диспепсии относятся недоношенность, гипотрофия, искусственное вскармливание и др.

Хронические расстройства питания (дистрофии)характеризуются нарушениями усвоения питательных веществ клетками и тканями ребенка.

Различают гипотрофию (отставание массы от роста), паратрофию (преобладание массы тела над ростом или равномерно избыточные как масса, так и рост тела), гипостатуру (равномерное отставание от нормального и массы, и роста тела). Эти нарушения питания могут быть как врожденными, так и приобретенными в различные сроки постнатального периода.

Основные формы патологии дошкольного и младшего

Школьного возраста

В дошкольном и в младшем школьном возрасте, также как в раннем детском возрасте, самыми распространенными являются респираторные заболевания (острые как простые, так и обструктивные бронхиты и бронхиолиты; рецидивирующие бронхиты; пневмонии; бронхиальная астма). Почти треть детей, лечащихся стационарно, и половина детей, лечащихся амбулаторно, больны тем или иным респираторным заболеванием.

Острые бронхиты – наиболее частая респираторная патология, характеризующая воспалением стенок бронхов. Возникают под влиянием самых различных вирусов (особенно парагриппов, респираторно-септициального, аденовируса, гриппа) и бактерий (особенно гемофильной палочки, пневмококка, стафилококка и стрептококка).

Простой острый бронхит сопровождается воспалением бронхов без признаков обструкции дыхательных путей.

Острый обструктивный бронхит – с признаками обструкции бронхов (за счет бронхоспазма, отека слизистой и гиперсекреции слизи).

Острый бронхиолит – с признаками обструкции, как мелких бронхов, так и бронхиол, сопровождающихся развитием дыхательной недостаточности.

Рецидивирующий бронхит – часто (три и более раз в год) повторяющийся, затяжной (двух и более недельный) бронхит без признаков бронхоспазма, склеротических и необратимых изменений в бронхолегочной системе.

Острая пневмония, встречающаяся в 1-3 % случаев, представляет острое воспалительное заболевание, характеризующееся инфильтративными изменениями легочной ткани, приводящими к дыхательной недостаточности.

Наиболее частыми возбудителями данного заболевания являются пневмококки, гемофильная палочка, энтеробактерии, стафилококки и условно патогенная микрофлора, а также микоплазмы и вирусы (парагриппа, аденовирусы, респираторно-синти- циальные вирусы, цитомегаловирусы и др.) и даже хламидии.

Факторами риска развития пневмоний являются рахит, гипотрофия, анемии, первичные дефекты иммунитета, искусственное вскармливание, нарушения обмена веществ и др.

Острые пневмонии обусловлены особенностями как анатомии и физиологии органов внешнего дыхания, так и строения и функционирования иммунной системы (недостаточный синтез интерферона и секреторного IgА в слизистой дыхательных путей).

В частности, в этом возрасте отмечаются более широкие и короткие трахеи и крупные бронхи, более узкие и мелкие бронхи и бронхиолы, которые содержат мало мышечных и соединительнотканных волокон, что способствует их спадению и обтурации; неравномерная степень дифференцировки бронхов и альвеол в разных сегментах легких; недостаточное содержание сурфактанта и эластичных волокон в альвеолах, что способствует развитию ателектазов и эмфиземы.

Ведущими патогенетическими факторами детских пневмоний являются отечно-воспалительная обструкция дыхательных путей, процессы неспецифического воспаления, активизация процессов свободно-радикального окисления, расстройства механизмов регуляции внешнего дыхания, недостаточность дыхательных и недыхательных функций легких, метаболические и функциональные расстройства других органов и систем.

Детская бронхиальная астма (БА) – заболевание, развивающееся на основе хронического аллергического воспаления бронхов, их гиперреактивности и характеризующееся периодически возникающими приступами затруднения дыхания или удушья в результате распространенной бронхиальной обструкции, обусловленной бронхоконстрикцией, гиперсекрецией слизи, отеком стенок бронхов.

БА у детей первых 5 лет жизни встречается несколько чаще (5-10 % населения), чем у взрослых (4-6 % населения), причем мальчиков, больных БА, примерно в 2 раза больше, чем девочек. Наибольшая смертность от БА (до 80 %) отмечается у детей препубертатного и пубертатного возраста (11-16 лет).

Факторами риска развития БА являются аллергические заболевания, атопии, гиперактивность бронхов, наследственность. У больных БА аллергические заболевания и атопии встречаются в семейном анамнезе у 80-90 % детей.

Причем неинфекционные аллергены (особенно домашняя пыль, постельные клещи, пыльца растений, пищевые продукты, перхоть и шерсть животных, лекарства) занимают ведущее положение (до 80 %), а инфекционные аллергены отмечаются примерно в 20 % случаев.

У детей, как правило, возникает поливалентная аллергия.

Различают несколько патогенетических вариантов течения БА у детей:

– атопический (самый распространенный), – иммунокомплексный, – паторецепторный, – дисметаболический.

Выделяют три основных степени БА у детей: легкая, среднетяжелая, тяжелая. Приступы БА чаще всего возникают в связи с рецидивирующими инфекционными бронхолегочными заболеваниями или респираторными аллергозами, (особенно с ОРВИ), а также с психоэмоциональными стрессами.



Источник: https://infopedia.su/12x6a8c.html

ОтделКардиологии
Добавить комментарий